Постараюсь максимально коротко и по делу.
Итак, Мету признали экстремистской организацией.
А это значит, что размещение рекламы подпадает под статью 282.3 – «Финансирование экстремистской деятельности».
Для нас это плохо, потому что с юридической точки зрения, все-таки может быть ответственность. НО пользование социальной сетью и даже просто установленное приложение на телефоне также может трактоваться, как хранение экстремистских материалов.
Но очень сомневаюсь, что на практике так будет.
Почему?
Случай с Мета – это прецедент. По крайней мере я не нашел, чтобы подобные компании, попадали в список экстремистских организаций.
Если ты загуглишь, то увидишь, что среди всех организаций, которые находятся в списке, прослеживаются общие черты. Их деятельность, по-большому счету, направлена на провокацию беспорядков, террористические акты, национализм и т.д.
Просто глянь этот список и посмотри чем занимаются эти организации. Станет понятно, что Мета не очень-то вливается в эту “компашку”.
Поэтому, получается ситуация, когда действия внутри социальных сетей, которые принадлежат Мета, становятся противоправными только потому, что организация, получила статус «экстремистской», хотя состава преступления в действиях обычных пользователей нет.
Лично мое мнение – это просто демонстрация силы.
Россия показала, что может дать по жопе, но по-итогу все откатят назад, как это было при блокировке ТГ.
На данный момент, Меты еще нет в списке экстремистских организаций.
Связано это с тем, что у кампании есть месяц на обжалование вынесенного решения.
И лично мое мнение, что у Меты есть все шансы получить положительных исход в апелляции по ряду причин:
- Они закрыли возможность таргетироваться на РФ, чтобы не показывать рекламу, запрещенную законодательством (то есть способствуют пресечению противоправных действий).
- Официальных заявлений от самой Meta не было, что они разрешают призывы к насилию. Это заявление было опубликовано в твиттере пресс-секретаря Меты и, как я понял, потом удалено. Единственное, что я нашел в его твиттере, это ответ какому-то журналисту, который выглядел так:
- Плюс, почти сразу после этого заявления, Мета начала соскакивать и оправдывать свою позицию:
- В ФБ всю рекламу проверяют боты, Мета может сослаться на этот факт и пообещать усиления контроля за модерацией.
Как выглядит сама ситуация – Мета как организация, никаких заявлений не делала. Заявление сделало одно из высоко-поставленных лиц организации (по твитам которого видно, что он очень вовлечен в ситуацию). Заявления с призывами к насилию в Инсте и ФБ однозначно есть, но он не исходят от лица Меты. Я уверен, что данные призывы есть со стороны обоих стран.
То есть, по такой логике, можно забанить ВК, если они не смогут вычистить все призывы к насилию на своей площадке. Это же тоже можно признать недостаточными усилиями при модерации контента? 🤔
Гораздо логичнее привлекать к ответственности лиц, которые публикуют эти призывы, чем всю организацию.
По поводу финансирования терроризма.
Так как ушли Visa и MasterCard, у большинства арбитражников цепочка расчетов с ФБ сейчас выглядит так:
- С карты банка деньги уходят в крипту через P2P.
- Крипта переводятся на сервис, который зарегистрирован в офшоре.
- Сервис создает виртуальную карту в Европейском банке на данные гражданина стран Европы.
- С этой карты оплачивается счет в ФБ.
Можно ли это отследить?
Скорее всего, при большом желании, конечно можно, НО…
Перевод осуществляется через P2P – ты просто человеку деньги на карту переводишь, а он тебе крипту.
То есть, нужно создать какой-то реестр «менял», чтобы понять что этот перевод был именно за крипту, а не просто другу на чай, плюс нужно знать адреса кошельков обоих участников сделки.
Да, если тут бинанс, на котором ты проходил верификацию, то возможно проблем с получением информации о тебе не будет. Но если ты дальше переводишь деньги на условный MetaMask, где верификация не требуется? Уже гораздо сложнее.
Далее нужно отследить адреса крипто кошельков, на которые принимает деньги сервис, чтобы было понимание, что перевод с крипты ушел именно сервису, с которого могут оплачивать рекламу в ФБ резиденты РФ.
Потом нужно доказать, что у тебя открыт счет в организации и перевод в крипте предназначался именно для пополнения твоего счета в данном сервисе.
Далее доказать, что виртуальная карта, зарегистрированная на гражданина Европы на самом деле принадлежит тебе и что сервис, который ты пополнил, выпустил ее в Европейском банке именно для тебя.
Ну и в конце концов, нужно получить выписку операций по банковской карте, где видно что переводы уходили в ФБ.
Чтобы это осуществить, нужно получить информацию от организаций, находящихся за рубежом (и вроде организации находящиеся в офшоре, вообще не обязаны это делать). Возможно есть какое-то упрощение этих процедур, но вряд ли оно значительное и кто-то будет с этим заморачиваться, чтобы доказать, что ты запустил рекламу члено-крема на Италию, проспендив за месяц 50-100к.
* Мета (Meta Platforms) – запрещенная в РФ организация.
** Фейсбук и Инстаграм – продукты (социальные сети), распространение которых в РФ запрещено.